Трактор МТЗ-1221 – техника тягового класса 2, которая успешно справляется со всеми видами сельскохозяйственных работ. Эту модель эксплуатируют в крупных агрохозяйствах, животноводческих фермах, на промышленных предприятиях и в коммунальном хозяйстве. Машина сочетается с навесным, полунавесным и прицепным оборудованием.
Эта модель поступила в массовое производство еще в 70-х годах прошлого века. Сегодня известно пять модификаций машины, которые отличаются друг от друга комплектацией силовым агрегатом.
Особенности трактора МТЗ-1221
Машина отличается простой конструкцией, многофункциональностью, ремонтопригодностью и высокой производительностью. Среди особенностей этой модели выделяют:
- сочетание переднего и заднего ведущего моста;
- механическую коробку передач;
- передний вал отбора мощности;
- расположенное впереди навесное устройство;
- передний балласт;
- дополнительный бак для горючего;
- силовой агрегат со свечами накаливания.
На основе базовой модели производят пять видов машин:
- Беларус-1221В.2, оборудованный дизельным двигателем с индексом «S». Отличие от стандартной сборки – наличие реверсного поста управления.
- МТЗ-1221 Т.2. Машина с передним ведущим мостом. Вместо кабины у нее тент с термостойкими окнами.
- МТЗ-1221.3. Трактор, оборудованный экологичным двигателем 131.7 л.с.
- МТЗ-1221.4. Трактор, работающий либо на двигателе 136 л.с., либо 141 л.с.
- Беларус-1221.5. Машина с дизельным движком, соответствующим экологическим требованиям ступени Stage IIIb.
Отдельно стоят модификации Беларус-1221 Л, предназначенный для использования в лесном хозяйстве при транспортировке и погрузке древесины, а также при высадке зеленых насаждений. Беларус-1221.2 «Тропик», разработанный специально для работы при повышенных температурах. Он получил модифицированный радиатор с дополнительной системой вентиляции и второй топливный бак +110 литров.
Технические характеристики трактора МТЗ-1221
Технические характеристики зависят от модификации машины.
Параметры | 1221.2 | 1221.3 | 1221.4 | 1221.5 | ||
Двигатель | Д-260.2С | Д-260.2S2 | Д-260.2S3А/ Deutz | Д-260.2S3B | ||
Мощность мотора, л.с. | 130 | 131.7 | 136/141 | 133 | ||
Тип | С турбонаддувом | |||||
Количество цилиндров | 6 | |||||
Экологический класс | Stage 0/Stage I | Stage II | Stage IIIА | Stage IIIB | ||
Крутящий момент, Н*м | 500/446 | 568 | 570 | |||
Трансмиссия | Механическая синхронизированная | Механическая ступенчатая с шестернями постоянного зацепления, с переключением передач внутри диапазонов с помощью синхронизаторов, с переключением диапазонов зубчатыми муфтами/ и синхронизаторами | Механическая синхронизированная | |||
Сцепление | Фрикционная двухдисковая муфта постоянно-замкнутого типа | |||||
Количество передач, вперед/назад | 24/12 | |||||
Задний вал отбора мощности | 540/1000 | |||||
Гидроподъемность оси подвеса | 4300 | 4300 | 4300/2400 | 4300 | ||
Производительность насоса | 51 | |||||
Давление, мПа | 20 | |||||
Колесная база | 4×4 | |||||
Скорость вперед/назад, max, км/ч | 35.0/16.4 | |||||
Скорость вперед/назад, min, км/ч | 2.11/4.05 | |||||
Масса, max, кг | 8000 | |||||
Радиус поворота, м | 5.25 | 5.4 | 5.4 | 5.4 | ||
Клиренс, см | 46.5 | 48 | 48 | 48 | ||
Емкость бака для горючего, л | 160 | 140 | 250 | 140 | ||
Габариты, д*ш*в, м | 4.96*2.26*2.84 | |||||
На все модификации, за исключением 1221.4, ставятся двигатели Минского моторного завода. Они отличаются низким потреблением топлива и смазочных материалов и полностью отвечают современным экологическим требованиям.
Коробка передач у всех МТЗ-1221 механическая. Переключение передач происходит при помощи синхронизаторов: 4 ступени при движении вперед и 2 при движении назад. Преимущество этой техники – смена скоростей под нагрузкой без нарушения крутящего момента и падения мощности.
В современных модификациях трансмиссия претерпела ряд изменений. Муфта сцепления на основных моделях двухдисковая, закрыта жестким корпусом. На заднем мосту поставлены колесные планетарные редукторы. Управление дифференциалом предполагает три режима: авто, включено и выключено. Тормозная система представлена сухими трехдисковыми тормозами. В индивидуальных случаях возможна комплектация многодисковыми «мокрыми» тормозами, монтируемыми на валах ведущих шестерен.
Ведущими в этой модели являются оба моста. Они оборудованы планетарными колесными редукторами. Полуоси заднего моста и конечных передач усилены, что позволяет использовать тяжелое навесное оборудование. Передняя ось также является ведущей, что в сочетании с широкими передними колесами позволяет крепить навесное оборудование во фронтальной части машины, значительно расширяя ее функциональные возможности.
Для монтажа навесного оборудования предусмотрено три пары гидровыходов и заднее трехточечное устройство. Гидравлическая система предполагает два варианта комплектации:
- два встроенных в гидроприемник вертикальных цилиндра;
- автономный горизонтальный силовой цилиндр.
Из дополнительного оборудования для МТЗ-1221 подходит весь перечень сельхозагрегатов с широким захватом.
С момента первого выпуска МТЗ-1221 кабина трактора претерпела изменений. Салон стал более эргономичным, хотя основные элементы управления остались на своих местах. Преимущество новых машин состоит в том, что всеми функциями машинист управляет, не выходя из кабины. Так осуществляется контроль над навесным оборудованием, активацией вала отбора мощности, управление гидравликой. Все кнопки, рычаги и рукоятки находятся на расстоянии вытянутой руки и размещены на приборной панели с учетом прямого и реверсивного движения. Руль с гидроусилителем. Система безопасности водителя представлена ремнями и усиленным каркасом кабины. В качестве аварийного выхода предусмотрен люк на крыше.
Достоинства и недостатки
На первом месте среди преимуществ этой модели стоит высокая производительность при достаточно компактных размерах трактора. Другими достоинствами МТЗ-1221 являются:
- наличие двух ведущих мостов с возможностью отключения одного из них в некоторых модификациях («Тропик»);
- широкий диапазон скоростей;
- комплектация мощным двигателем и фрикционной муфтой сцепления, что позволяет агрегатировать дополнительное оборудование;
- возможность комплектации тяжелым навесным оборудованием с сохранением полной функциональности машины в трудных погодных условиях;
- ремонтопригодность и взаимозаменяемость запчастей;
- наличие системы отопления и вентиляции кабины водителя, что позволяет использовать технику круглый год.
Минусы у этой модели также присутствуют:
- затрудненный запуск мотора при минусовых температурах;
- трудоемкость работы при регулировке сцепления;
- отсутствие фильтра очистки и системы охлаждения гидромасла;
- отсутствие кондиционера в кабине водителя.
Техобслуживание и частые неисправности
Техобслуживание трактору требуется каждый 10 часов работы или при заступлении машины на смену. Регламентные работы проводятся через 125-250-500-1000-2000 моточасов. Производитель рекомендует пользоваться трансмиссионным маслом SAE15W-40 и SAE5W-40.
Самым слабым местом у трактора считается вал отбора мощности. Если пренебрегать сроками ТО и регламентными работами, то могут возникнуть неполадки в функционировании двигателя, трансмиссии и рулевого управления. Часто по этой же причине падает уровень тяги переднего моста. При этом неисправности устраняются без постановки машины в мастерскую и при ремонте достаточно использовать простой набор слесарных инструментов.