Система охлаждения трактора

Система охлаждения трактора Трактора

Перегрев двигателя уменьшает мощность силового агрегата, увеличивает расход горючего, ведет к быстрейшему изнашиванию. Решит проблему система охлаждения трактора.

Разновидности

Охлаждение двигателя трактора бывает водяного типа или воздушного. В первом случае тепло отводится интенсивнее, что приводит к снижению температуры силового агрегата, лучшей наполняемости цилиндров, а также возможности устанавливать меньший зазор на поршнях.

Последнее, в свою очередь, ведет к уменьшению расхода смазочных материалов.

Система охлаждения двигателя трактора

Воздушное охлаждение двигателя трактора также имеет свои плюсы. Мотор с охлаждением такого типа имеет меньшие размеры и меньше весит, так как у него нет радиаторной части. Кроме того, он:

  • проще обслуживается;
  • отличается большей износоустойчивостью;
  • быстрее прогревается после старта.

Но все же более распространена водяная система охлаждения двигателя трактора.

Водяные системы

Циркуляция воды в таких системах бывает двух типов: термосифонного типа или принудительного. Первая намного проще, но из-за ряда недостатков и, в первую очередь, из-за незначительной скорости движения жидкости в тракторных двигателях, практически не используется. Такая система внедрена лишь на пусковых моторах ПД-10 (ими оснащается тракторная техника «Беларусь»).

У силовых агрегатов Д-14 и других этой же серии предусмотрена принудительная циркуляция жидкости. Это более сложная система, но она и гораздо надежнее.

Схема жидкостного охлаждения

По способу сообщения с окружающим воздухом система охлаждения двигателя внутреннего сгорания трактора бывает открытой или закрытой. В открытом варианте предусмотрена радиаторная пароотводная трубка, в закрытом – клапан-паровоздушник. Через него выходит часть пара, когда давление внутри превысит атмосферное на в среднем 0,2 кг/см². Заходит воздух также через тот же клапан, когда внутри создастся разрежение в среднем 0,12 кг/см². Такой принцип действия гарантирует повышение температуры закипания воды с +100℃ до +105…+110℃. Это существенно снижает расход жидкости в системах закрытого типа по сравнению с открытыми.

Краткое описание принципа действия на примере трактора МТЗ

Система охлаждения трактора МТЗ имеет достаточно простой принцип действия. Мотор этой машины оснащен охлаждающей системой водяного типа. Она закрытая, вариант циркуляции – принудительный.

Схема системы охлаждения

Что входит в систему охлаждения трактора? Входящий в состав силового агрегата блок цилиндров окружен водяной рубашкой. Через свои верхние отверстия она соединена с такой же рубашкой ГБЦ (головки блока цилиндров), боковыми отверстиями она сообщается с каналом водораспределения. Последний, в свою очередь, сообщается с нагнетательной частью насосной установки. Водяная рубашка ГБЦ соединена с термостатом, он ­– с радиатором охлаждения двигателя трактора (его верхний бак) и всасывающей частью насоса, а она – снова с радиатором (его нижний бак). Образуется замкнутый контур.

Пусковой двигатель внедрен в систему охлаждения дизельного двигателя трактора (основного). Его водяная рубашка соединена с такой же рубашкой ГБЦ основного мотора и с термостатом.

Устройство системы охлаждения двигателя трактора Т-25, Т-40 и других этой серии не имеет принципиальных различий от описанного варианта.

Система заполняется водой через радиатор (для этого предназначена заливная горловина). Спустить жидкость впоследствии можно через его нижние краны. Температура жидкости контролируется термодатчиком, установленным в верхней части радиатора. Показания выводятся на табло на приборном щитке.

Есть три варианта циркуляции охлаждающей жидкости в системе:

  1. Когда прогревается пусковой двигатель, вода греется в его рубашке и вытесняется пока еще холодной жидкостью, которая поступает из рубашки ГБЦ основного мотора. Нагретая вода попадает в термостат и возвращается в рубашку ГБЦ. Это прогревает головку и облегчает запуск основного мотора.
  2. Когда прогревается основной силовой агрегат (пусковой мотор прокручивает его коленвал), основной термостатный клапан закрыт, и вода принудительно циркулирует по кратчайшему контуру. Это же происходит и при обычной работе главного двигателя, но если температура охлаждающей жидкости ниже +70℃.
  3. Когда двигатель уже достаточно прогрет, и температура жидкости достигнет +70℃, в термостате открывается, главный клапан, а боковые при этом закрываются. Вода от двигателя поступает в термостат, а оттуда направляется в радиатор, охлаждается в нем и насосом нагнетается обратно в рубашку мотора.

Система охлаждения китайского трактора

Как работает система охлаждения в иностранных тракторах? Принцип действия ее аналогичен работе системы охлаждения трактора, выпущенного в РФ или РБ.

Обслуживание системы

Регулярное техническое обслуживание системы охлаждения трактора необходимо для корректной ее работы. Такое обслуживание включает в себя проверку:

  • герметичности всех соединений;
  • исправности термостата и паровоздушного клапана;
  • охлаждающей способности радиатора (определяется по разности температур жидкости на его входе и выходе);
  • состояния уплотнителей.

Радиатор очищают от пыли и прочей грязи, визуально контролируют герметичность соединений. При обнаружении подтеканий и прочих неисправностей их устраняют. Проверяют уровень воды в радиаторе и при необходимости доливают в него жидкость через воронку с сетчатым фильтром.

Система охлаждения двигателя

Чем промыть систему охлаждения трактора и как часто выполняется такая процедура? Промывку системы рекомендуется проводить через каждые 1500-2500 часов работы. Рабочим составом выступает смесь 1 л керосина и раствора, приготовленного из 1 л воды и 50-60 г кальцинированной соды. Этот состав отправляют в предварительно осушенный радиатор и работают на тракторе как обычно. Через 8-10 часов суммарной непрерывной работы эту жидкость нужно слить из системы, а радиатор промыть чистой водой.

Оцените статью
Добавить комментарий