Система охлаждения двигателя трактора

Система охлаждения трактора Трактора

Система охлаждения дизельного двигателя трактора работает на регулирование температуры рабочих деталей с целью сохранения скольжения всех трущихся поверхностей, которое напрямую влияет на мощность силового агрегата и эксплуатационные характеристики машины. Для техники МТЗ от работы системы охлаждения зависит также отопление кабины в холодное время года.

Тип системы охлаждения

Двигатель трактора может быть с воздушным или водяным устройством понижения внутренней температуры. Первое дает возможность уменьшить общий вес силового агрегата, так как не предполагает наличие радиатора, патрубков и двойных стенок. Воздушная система не представляет сложностей в обслуживании и более износоустойчива, ей не грозит размораживание при перепаде температур. Такое устройство обеспечивает быстрый запуск двигателя.

Двигатель трактора

Водяная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания трактора обеспечивает более интенсивный отвод тепла, из-за чего снижается напряженность деталей и эффективнее наполняются цилиндры. Это дает возможность уменьшать зазор на поршнях, тем самым снижая расход масла. Водяные комплексы могут быть термосифонные и принудительные. Первые в чистом виде на тракторы не ставят из-за малой скорости движения воды. Их используют в пусковом двигателе ПД-10 машин «Беларусь». Преимущество термосифонных устройств – небольшая интенсивность циркуляции воды на пуске и прогреве силовой установки, а также саморегуляция охлаждения в зависимости от степени загруженности двигателя.

Непосредственно в рабочих силовых установках, например, в Д-36, Д-24 и Д-14, устанавливаются принудительные водяные системы. Принцип их действия состоит в применении центробежного насоса, который нагнетает воду в рубашку картера, а затем она, уже нагретая, поступает в радиатор. Охлаждаясь, вода по патрубку снова идет к насосу.

По способу сообщения с атмосферой водяные системы охлаждения делятся на открытые и закрытые. Первые имеют постоянную связь с внешней средой посредством пароотводной трубки радиатора. Вторые сообщаются черед паровоздушный клапан и работают по принципу повышения давления, из-за чего уменьшается общий расход воды.

Закрытая водяная система охлаждения

Устройство системы охлаждения двигателя трактора МТЗ

Машины Минского тракторного завода комплектуются силовыми установками Д-240 с закрытой принудительной системой охлаждения на 20 литров. От внешней среды она защищена крышкой с паровоздушным клапаном. Циркуляция жидкости обеспечивается центробежным насосом. Основными элементами комплекса охлаждения считаются:

  1. Водяная рубашка. Так называют соединенные термостойкой прокладкой полости в блоке и головке газораспределителя. Именно благодаря циркуляции воды в рубашке обеспечивается теплообмен в двигателе и поддержание термобаланса цилиндров поршней.
  2. Насос и вентилятор. Двигатель Д-240 оснащен центробежным насосом, соединенным с передней стенкой блока цилиндров, а нагнетательной полостью примыкающим к водяной рубашке. Назначение помпы – обеспечение постоянной скорости циркуляции жидкости, которая поддерживает разницу температуры на входе и выходе из водяной рубашки на уровне +4…+8°С. За приводным шкивом насоса находится вентилятор для нагнетания воздуха, проходящего через радиатор охлаждения двигателя трактора МТЗ.

Охлаждение двигателя трактора

  1. Теплообменник. Расположен между рулевой колонкой и вентилятором. Его функция – улавливание встречного потока воздуха во время движения трактора. Радиатор состоит из соединенных патрубками латунных емкостей. Чтобы увеличить рабочую площадь, трубки скрепляют теплоотводящими пластинами. От верхней емкости нагретая вода идет к охлаждающему узлу. От нижней уже холодная жидкость поступает к всасывающему трубопроводу насоса.
  2. Термостат. Функция этого узла – регулирование теплообмена. В него поступает нагретая вода, которая затем распределяется по малому или большому кругу. За счет термостата удается ускорить процесс нагревания охлаждающей жидкости и поддерживать температуру в рабочих пределах.
  3. Датчик температуры. Необходим для измерения рабочих показателей жидкости внутри системы охлаждения трактора. В него входит термопара, включенная в блок двигателя, и температурная шкала, вынесенная на панель управления машиной. Старые модели комплектуются прибором механического типа, а новые – электрическими датчиками.
  4. Охлаждающая жидкость. Для создания теплового баланса работы трактора используют тосол и антифриз, но для отвода тепла от цилиндров двигателя тракторов МТЗ применяется обычная вода. От накипи в нее добавляют кальцинированную соду.

Техническое обслуживание системы охлаждения трактора

Неисправность охлаждающего комплекса проявляется в перегреве двигателя. Это может быть связано с образованием течи соединительных патрубков из резины. Устраняют неполадку затягиванием хомутов или полной заменой неисправных деталей.

Силовая установка может перегреваться также из-за снижения производительности насоса и вентилятора вследствие проскальзывания ременной передачи привода. Чтобы исправить ситуацию, необходимо отрегулировать натяжение ремня. Для этого отпускают гайку, удерживающую генератор, и смещают корпус теплообменника. После выравнивания натяжения генератор фиксируют гайкой в подобранном положении.

На теплоотдачу узла влияет состояние теплообменника. При попадании на рабочую поверхность масла происходит запыление и налипание пожнивных остатков, что снижает теплоотдачу. Еще одна причина нарушение работы системы охлаждения – отказ клапана термостата, в результате чего циркуляция жидкости происходит по малому циклу. В этом случае необходима полная замена термостата.

Одна из глобальных проблем системы охлаждения – выход из строя насоса. К этому приводит износ подшипников из-за перенатяжения приводного ремня, которое увеличивает усилие на подшипники и обеспечивает несвоевременную смазку.

Техобслуживания системы охлаждения заключается в промывке водяной рубашки, на стенках которой образуется накипь. Она затрудняет проходимость каналов и нарушает циркуляцию жидкости. При слое накипи 1 мм расход топлива увеличивается на 8%.

Обслуживание системы охлаждения

Промывку проводят через 1000 моточасов или во время сезонного ТО. Задача процедуры – удаление осадка и ржавчины. В систему заливают раствор: 10 л воды, 750 г стиральной соды и 250 г керосина. Оставляют узел работать на 7-8 часов, после чего состав меняют на воду для работы в течение 5 минут, а затем проводят полный слив.

Оцените статью
Добавить комментарий