Распылительные форсунки в дизельном двигателе выполняют функцию подачи топлива в камеру сгорания, поэтому от их технического состояния зависит создание эффективных условий воспламенения горючей смеси с последовательным развитием мощности силовой установки. При каждом третьем ТО трактора на специальных стендах проводят регулировку форсунок.
МТЗ-80
Белорусские тракторы комплектуются дизельными двигателями Д-240, Д-243, Д-245, Д-260, в которых используются форсунки ФД 22 или ФДМ с многодырчатым распылителем. По технической документации при силовой установке Д-240 и насосе УТН-5 рабочие настройки топливной системы должны быть на уровне 17,5 мПа давления впрыска, а для более поздних модификаций трактора с двигателями Д-240, Д-243 и Д-245 и насосом 4УТНИ – 21,6 мПа.
Плановые проверки топливной системы на белорусских сельхозмашинах проводятся каждые 2000 часов работы, а внеплановые при падении мощности двигателя с одновременным повышением расхода топлива. Симптомом неполадок в системе может быть перегрев мотора, появление черного или белого выхлопа.
Регулировку форсунок трактора МТЗ-80 проводят на специальном стенде с ручным рычажным насосом. На нем есть емкости для дизельного топлива, оборудованные муфтой с резьбой для подключения регулировочного штуцера. Рабочие параметры проверяют по манометру.
Подготовительный этап предусматривает полную разборку топливной системы и промывание всех внутренних деталей в дизеле, а также продувку отверстий воздухом под давлением.
После подсоединения форсунки к стенду искусственно нагнетают давление топлива и смотрят за показателями на манометре. Значением срабатывания распылителя считается крайний замер перед сбросом давления. Если качественного распыления не происходит и образуются капли топлива, то регулировка бессмысленна и все устройство подлежит замене.
При действующем распыле, но при недостаточном давлении проводят регулировку. Для этого отворачивают гайку-крышку на одной стороне форсунки, чтобы можно было добраться до регулировочного винта и контргайки. Чтобы увеличить давление распыла, контргайку ослабляют, а винт закручивают. Чтобы снизить давление, винт наоборот откручивают. При проверке обязательна фиксация контргайкой. После получения рабочих показателей всю систему блокируют гайкой-крышкой.
При проверке рабочее давление устанавливают на 1,5-2 мПа ниже уровня впрыска. При нормальной плотности оно будет падать в пределах 2 мПа от первоначального показателя за 5 секунд. Чтобы проверить плотность закрытия иглы распылителя, нагнетают давление на 2 мПа меньше нормативного для впрыска и поддерживают его на одном уровне в течение 20 секунд. Если топливная система исправна, она не будет подтекать и образовывать капли на конце распылителя. Распыление должно быть до туманного состояния, при этом слышен щелкающий звук. После работы игла должна резко закрыть поток топлива без капель и подтеканий.
Регулировку форсунки двигателя трактора МТЗ-80 можно провести без стенда, используя устройство КИ-16301А и автостетоскоп. Сначала проверяют качество распыла. Для этого выставляются необходимые значения давления (по нормативам от производителя) и стетоскопом прослушиваются щелчки, которые свидетельствуют о плотном вхождении иглы в седло форсунки. При этом за минуту должно быть 60-80 впрысков. На качество давления влияет сечение иглы:
- 5*0,35 – 185 гк/см2;
- 5*0,32 – 228 гк/см2;
- 5*0,34 – 220 гк/см2.
Если при регулировке топливной системы не были получены нормативные данные и не было достигнуто удовлетворительное качество распыления, это свидетельствует о забитой водой или нагаром иглы.
Трактор Т-40
Трактор Т-40 комплектуется дизельным двигателем Д-144. Его топливную систему регулируют на стенде или на дизеле с использованием эталонной форсунки или максиметра. Нормальное рабочее давление для этого типа оборудования – 170-175 гкс/см2.
Во время испытаний обращают внимание на качество распыла: должно быть три равномерных туманообразных топливных струи. Допустима видимость стержня факела, а вот капли и сплошные струйки – свидетельство неисправности топливной системы.
Регулировка и устранение их проходит по алгоритму:
- ослабить колпак форсунки, вывернуть регулировочный винт, чтобы полностью освободить пружину, контргайка при этом ослаблена;
- отвернуть гайку и вынуть распылитель;
- промыть корпус от нагара;
- струной диаметром 0,25-0,28 мм прочистить сопла;
- струной диаметром 1 мм прочистить корпус форсунки внутри;
- еще раз промыть корпус и иглу, собрать конструкцию;
- собрать форсунку и провести регулировочные действия при давлении 170-175 гкс/см2, проверяя качество распыла.
После регулировки на дизель ставят форсунки одной подачи (85—88,5 см2 за 2 мин при частоте вращения кулачкового вала насоса 800 об/мин). Установка возможна только в плоскости, перпендикулярной оси коленвала и проходящей через середину цилиндра. Если это условие не выдержано, то струя топлива, которая попадает в камеру сгорания, может отклоняться, что приводит к нарушению процесса сгорания и снижает топливную экономичность двигателя.