Тормозная лента трактора

Тормозная лента трактора Трактора

Техника сельхозназначения оборудуется фрикционными тормозными механизмами, которые по форме трущихся поверхностей  могут быть ленточными, колодочными или дисковыми. На большинстве тракторов, с которыми работают отечественные аграрии, ставится шкив и тормозная лента.

Схемы ленточных тормозов

Ленточные тормозные механизмы оправданы с точки зрения эксплуатационных нагрузок на тракторы. Несмотря на самое простое устройство, именно такая система остановки машины обеспечивает интенсивное торможение при валах и деталях большой массы, инерционные силы которых не дают эффективной остановки при комплектации дисковыми тормозами. В гусеничных машинах ленточные тормоза считаются составной частью поворотного механизма.

Выделяют две схемы крепления концов тормозной ленты:

  • простой без самозатормаживания;
  • с серводействием.

В первом случае концы ленты закрепляются на рычаге, после воздействия на который оба края одновременно затягиваются, вызывая резкую остановку. При исключении самозатягивания торможение плавное, без рывков. Плюсом схемы без серводействия считается независимость эффекта от направления вращения тормозного барабана. Есть и недостаток: удельное давление по длине всей ленты распределяется неравномерно, из-за чего возникает неравномерный износ накладок. Простое крепление тормозных лент предусмотрено на гусеничных тракторах ДТ-54А, Т-74 и Т-50В, а также колесных ДТ-20М и Т-16М. Оно обеспечивает точную остановку при вращении барабана против часовой стрелки.

Гусеничный трактор ДТ-54А

Ленточный тормоз с серводействием бывает односторонним и двойным. В первом случае жестко крепится один конец полотна, для второго же используется шарнир рычага. Эффект торможения при этом зависит от направления вращения барабана. Чтобы получить такой же эффект остановки машины, как и в схеме без самозатормаживания, при изменении направления вращения необходимо приложить силу в 6 раз больше. Удельное давление распределяется по всей длине ленты, из-за чего остановка получается с рывками.

При двойных ленточных тормозах оба конца крепятся на рычаге шарнирами с точкой опоры посередине. Передняя часть ленты фиксируется кронштейном. Работа такой схемы не зависит от направления вращения барабана, а связана лишь с соотношением плеч рычага.

Тракторы Т-40 и Т-25 работают с плавающей системой, при которой один конец тормозной ленты закреплен на рычаге, а второй – на планке, которая при помощи шарниров также связывается с рычагом. При затягивании под воздействием сил трения весь комплекс проворачивается по отношению к оси барабана. Рычаг при этом неподвижно упирается, вместе с чем и закрепленный на нем конец ленты также становится неподвижным. Второй же край свободно двигается. Если меняется направление вращения барабана, то срабатывает соединительная планка: она также упирается и блокирует второй конец ленты.

Трактор Т-40

Более плавное торможение обеспечивает простая схема без серводействия, но она сильно изнашивается, поэтому применение ее ограничивается колесными тракторами средней и малой мощности. Гусеничная и колесная тяжелая техника требует системы самозатормаживания, которая резко снижает силу и работу, используемые на управление трактором. За счет увеличенной массы такие машины нечувствительны к неравномерному торможению. Простую схему целесообразно использовать в тракторах с постоянным направлением вращения вала. Двойные в этом случае малоэффективны.

Замена

Замену тормозных лент на тракторе Т-40 проводят при износе основных деталей. Перед этим обязательно снимают испортившийся элемент. При этом убирают бортовую и рукав, а также сразу меняют манжеты. Работу начинают со слива топливного бака и разбора передней и задней панели пола. Далее снимают верхние крышки и люк, расположенный сзади. Обязательно отсоединяют тяговый механизм тормозного рычага. Отворачивают регулировочную гайку  и снимают сам рычаг с валиками с удерживающего их кронштейна.

Разъединяют тормозную ленту и переходят к демонтажу ее краев. Сначала с внутренней части корпуса отворачивают крепежные болты и убирают кронштейн. Затем оттягивают верхний конец ленты движением назад. После переходят к работе с нижним краем. Отворачивают болты и снимают верхнюю часть ленты, которая закреплена на барабане, и вытягивают все наружу.

Следующий этап – демонтаж тормозной пружины и тяги рычага. После этого откручивают болт наружного рычага и снимают его с валика. Находят шпонку и выбивают с нее «собачку», а далее выбивают валик с заглушкой. Убирают рычаг и кольцо, после чего переходят непосредственно к замене ленты трактора. Когда новая запчасть будет поставлена на место, весь узел собирают в обратном порядке.

Тормозная лента трактора

Перед заменой целесообразно провести регулировку тормозов. Из-за износа накладок увеличивается ход педали, что ухудшает торможение. Чтобы отрегулировать ход, необходимо отвернуть болты и снять крышку люка рукава. Затем отвернуть контргайку и закрутить гайку тяги до полного хода педали не более 150 мм. Зафиксировать гайку в этом положении при помощи контргайки и еще раз проверить ход. При правильной регулировке наружный рычаг левого тормоза будет отклоняться на 8° назад в вертикальном положении, а правого – на 10°. Чтобы достичь одновременного торможения обоих колес, ход правой педали увеличивают на 15 мм относительно левой. Во время регулировки эта пара должна находиться в крайнем заднем положении при отключенной пневмосистеме.

После каждой регулировки вымеряют положение тормозной ленты, чтобы обеспечить равномерный зазор между барабаном и самим полотном. Для этого отпускают контргайку регулировочного винта, расположенного в нижней части корпуса тормозного блока, а затем заворачивают винт до упора. Затем поворачивают его на ¾ и блокируют контргайкой.

Ленточные тормоза нашли применение в тракторостроении. Они востребованы в машинах легкого и среднего класса. Имеют преимущество из-за быстрого торможения в сложных рабочих условиях при уклоне, но в то же время они создают усилие, влияющее на изгиб тормозного вал. Из-за гибкости происходит неравномерное распределение удельных давлений и нарушается износ основных узлов.

Оцените статью
Добавить комментарий