Трактор Т-150 – разработка Харьковского тракторного завода. Он выпускался в двух версиях: колесной и гусеничной. Модели отличаются конструкцией рам, коробкой передач и механизмом управления. Также разница есть и в том, какую максимальную скорость развивает трактор Т-150.
Номинальные показатели
Основной моделью считают гусеничную версию Т-150, которая относится к третьему тяговому классу. Выпуск ее начался еще в 1971 году, и с тех пор эта машина прочно завоевала любовь аграриев всего постсоветского пространства. На технику ставился двигатель объемом 9 литров, который в максимуме выдавал 150 л.с. В 1983 году разработчики провели замену коробки, поменяв скоростной ряд и увеличив тяговое усилие с 30 до 40 кН.
Скоростной диапазон | Передачи | Скорость, км/ч | Тяговое усилие, кН |
I | I
II III IV |
3.8
4.4 5.3 5.9 |
до 40 |
II | I
II III IV |
6,82
7,9 9,4 10,6 |
48
40 33 29 |
III | I
II III IV |
11,3
13 15,6 17,5 |
27
22 18 15 |
Задний ход | I
II III IV |
3,5
6,3 7,5 8,5 |
60
51 42 36 |
У колесной версии трактора Т-150 столько же скоростей, сколько и у гусеничной, при этом диапазон показателей значительно отличается.
Скоростной диапазон | Передачи | Скорость, км/ч | Тяговое усилие, кН |
I | I
II III IV |
3,33
3,81 4,5 5,97 |
60
60 60 58 |
II | I
II III IV |
7
8 9,5 12,5 |
50
43 36 25 |
III | I
II III IV |
16,27
18,62 22 30,07 |
21,9
19,05 15,8 10,25 |
Задний ход | I
II III IV |
5,03
5,8 6,8 9,02 |
60
59 49 35 |
Схема переключения передач трактора Т-150
КПП модели Т-150 настроена на 3 или 4 диапазона вперед и задний ход. Схема зависит от года выпуска машины (до 1983 года и после).
Механическая КПП с гидроуправлением позволяет переключать ее на ходу, хотя первые машины этой серии требовали полной остановки техники. Данная функция не приводит к разрыву мощности, а значительно повышает производительность трактора. При работе на малых оборотах в редукторной части установлен ходоуменьшитель, благодаря которому при снижении скорости удается добиться повышения тягового усилия.
В МКПП трактора Т-150 разработчики уместили 4 режима: рабочий, ускоренный рабочий, замедленный и дополнительный замедленный. В каждом из них 4 передачи и 4 муфты на втором валу. Для смены режимов необходима остановка трактора, после чего шестерни вводят в зацепление. Они же передают вращение с первичного вала на промежуточный.
Схемы диапазонов:
- рабочий: первичный вал 2 — втулка 45 — муфта 20 со смещением влево — шестерни 19 и 46 — промежуточный вал 16;
- ускоренный рабочий: узел 2 — втулка 45 — муфта 20 со смещением вправо — шестерни 24 и 25 — вал 16.
- замедленный: вал 2 — шестерни 29 и 27 — узел замедленных передач и заднего хода 15 — шестерни 22, 23, 24 и 25— вал 16.
- дополнительный замедленный: вал 2 — шестерни 29 и 27— вал 15 — шестерни 26, 24 и 25 — вал 16.
- задний ход: вал 2 — шестерни 29 и 27—вал 15 — шестерни 21, 19 и 46 — узел 16.
Трансмиссия трактора Т-150
Отличие коробки передач трактора Т-150 от подобных узлов схожих сельхозмашин – наличие двух тормозных валов, которые предназначены для движителей слева и справа. Это способ изменения скорости и тяги машины и средство разворота трактора в любом радиусе. Для колесной и гусеничной модификации модели Т-150 КПП унифицированы и работают с главной передачей в виде планетарных редукторов.
Гусеничные тракторы оборудуют двухпоточной коробкой с распределением передачи на определенную гусеницу. У колесных (Т-150К) тяговое усилие к ведущим мостам передается посредством раздаточной коробки. В КПП также включен ВОМ для управления навесным оборудованием.
При смене скоростей в коробке передач должно поддерживаться давление в рабочих цилиндрах. Для этого при разработке техники были добавлены гидроаккумуляторы, состоящие из корпуса, крышки, поршня и пружины.
Поломки трансмиссии и их устранение
Трактор Т-150 отличается надежностью даже на значительном пробеге. Для сохранения работоспособности техники проводится плановая диагностика с заменой отработавших расходников. В зоне внимания должно быть:
- уровень трансмиссионной жидкости;
- состояние фильтров;
- целостность уплотнителей;
- показатели давления масла.
Частые неисправности:
- Переключение передач происходит с усилием. Возможная проблема – загрязнение золотника распределителя.
- Педаль муфты сцепления не возвращается в исходное положение с одновременным затрудненным включением рядов. Мера устранения – регулировка длины тяги блокировки.
- При переключении скоростей снижаются обороты двигателя. Причина – нарушение работы распределителя коробки, в частности разрыв прокладки или износ кольца.
- Рывки при переключении скоростей. Причина – залегание перебросных клапанов. Устранение – снятие и промывка гидроаккумулятора.
- Слабая фиксация положений передач. Причина – слабость пружины распределителя. Устранение – установка фиксатора ролика и натягивание пружины при помощи регулировочного винта.
- Пониженное давление. Причина – залегание перепускного клапана. Устранение – снятие и промывка клапана и фильтра.
- Неправильные показатели манометра. Причина – забитое отверстие дросселя или поломка манометра. Устранение – замена устройства.