Система охлаждения двигателя трактора МТЗ-80 обеспечивает сохранение теплового баланса внутри элементов силового агрегата в условиях тепловых расширений. Фактор температурного режима считается основополагающим при расчете износа деталей, а также позволяет регулировать расход топлива.
Устройство системы охлаждения МТЗ-80
Техника Минского тракторного завода комплектуется дизельным двигателем Д-240 с закрытым комплексом теплообмена с принудительной циркуляцией жидкости объемом 20 литров. У трактора МТЗ-80 с пускачом ПД-10 система охлаждения работает на 22 литрах воды.
В комплекс входит:
- Водяная помпа центробежного типа, за счет которой происходит принудительное циркулирование теплообменной жидкости.
- Радиатор, отвечающий за вывод тепла от агрегатов в окружающую среду.
- Вентилятор для создания воздушных потоков между патрубками радиатора.
- Водяная рубашка, состоящая из двойных стенок, между которыми находится охлаждающая жидкость.
- Система трубопроводов, по которым проходит жидкость от теплообменника к двигателю и обратно.
- Термостат, при помощи которого регулируют интенсивность охлаждения.
Помпа и вентилятор
Вся работа системы охлаждения трактора МТЗ-80 строится на функционале водяного насоса. Он дает циркуляцию жидкости со скоростью, при которой создается разница температур на запуске в водяную рубашку и на выходе из нее в диапазоне 4-8°С.
Помпа в двигателе Д-240 своим передним краем совмещается с передней стенкой блока цилиндров, а нагнетательной полостью – с рубашкой. Всасывающий патрубок работает по малому и большому кругу: первый предусматривает охлаждение при нагреве двигателя, а второй необходим для снижения температуры уже при работающем двигателе.
В качестве привода задействован шкив коленвала через клиноременную передачу. На другом конце насоса установлены лопасти, нагнетающие поток воздуха.
Водяная рубашка и радиатор
Водяной рубашкой системы охлаждения трактора называют полости в блоке и газораспределительной головке между внутренней и наружной стенкой. Именно в них циркулирует жидкость, обеспечивающая термобаланс цилиндров поршня и газораспределительного узла.
Проходя по полостям рубашки, жидкость нагревается, поэтому, учитывая замкнутый цикл работы всей системы, в дальнейшем ее необходимо остудить. Для этого используется радиатор. Чтобы обеспечить качественную теплоотдачу, этот блок представляет собой систему пластин и ступенчато расположенных трубок по глубине радиатора.
К основным пластинам крепятся емкости из латуни, между которыми сделаны резиновые прокладки. Патрубок для подвода воды расположен в задней части верхнего бачка. В его же верхней части находится горловина для залива воды с пробкой, снабженной паровоздушным клапаном.
Водоотводящий патрубок расположен на задней стенке нижней емкости. Через него жидкость пониженной температуры поступает к всасывающему трубопроводу насоса. В передней части радиатора есть шторка для регуляции притока воздуха. Управление механическое из кабины водителя.
Для обдува сердцевин насоса и радиатора используется вентилятор, расположенный на валу помпы. Кожухом же он сзади крепится к стойкам водяного радиатора.
Термостат
Этот узел обеспечивает теплообмен в заданном диапазоне. Принцип его действия состоит в приеме нагретой жидкости и обеспечении ее поступления по малому или большому охлаждающему кругу.
В первом циркуляция идет от нагнетательной полости насоса через цилиндры и газораспределительную головку к термостату и обратно. Радиатор при этом не задействуется: это работа системы в режиме разогрева двигателя.
При повышении внутренней температуры до 70°С происходит перераспределение потока жидкости по большому кругу и одновременно открывается охлаждающий патрубок в радиаторе.
Техобслуживание системы
От функционирования комплекса охлаждения зависит расход топлива, а также общий ресурс силового агрегата. В качестве жидкости, которую заливают в систему, для двигателя Д-240 используют обычную воду.
Важно следить за ее водно-солевым балансом: для умягчения проводят кипячение или добавляют по 10 г кальцинированной соды на каждые 10 литров воды. Если в жидкости останется много солей, они выпадут в осадок и образуют на стенках рубашки накипь, которая замедлит отдачу тепла.
Если система неисправна, то будет наблюдаться перегрев двигателя. Возникает это в двух случаях: при образовании течи соединительных патрубков и из-за плохого натяжения ремней привода помпы и вентилятора.
Чтобы предупредить первую поломку, воду в систему необходимо заливать равномерно и только при работающем моторе.
Надо также следить за температурой жидкости: при резком охлаждении, например, при подаче на холодный двигатель горячей воды, образуются трещины в головке блока цилиндров. Если течи нет, то регулируют натяжение ремня.
Снижение теплоотдачи может быть из-за загрязнения радиатора пылью или пожнивными остатками. После проведения сезонных работ внутреннее пространство, где расположен этот узел, обдувают струей сжатого воздуха.
Необходимо следить за правильной работой термостата. О его поломке свидетельствует работа системы по «малому кругу», то есть двигатель продолжает греться на холостом ходу, а нижний бак радиатора и его патрубки остаются при этом холодными. Проблему устраняют заменой термостата.
Чтобы продлить срок эксплуатации системы охлаждения трактора МТЗ-80, каждые 960 часов работы двигателя и при сезонном ТО проводят очистку стенок водяной рубашки от накипи.
Сначала используют обычную воду, которая удаляет осадок и отложения ржавчины, а затем готовят раствор из кальцинированной соды и керосина из расчета 750 г и 250 мл соответственно на 10 литров воды. Промывку им проводят в течение 7-8 часов, после чего на 5 минут снова пускают чистую воду и полностью все сливают.