Система охлаждения трактора МТЗ-80

Система охлаждения трактора МТЗ-80 Трактора

Система охлаждения двигателя трактора МТЗ-80 обеспечивает сохранение теплового баланса внутри элементов силового агрегата в условиях тепловых расширений. Фактор температурного режима считается основополагающим при расчете износа деталей, а также позволяет регулировать расход топлива.

Устройство системы охлаждения МТЗ-80

Техника Минского тракторного завода комплектуется дизельным двигателем Д-240 с закрытым комплексом теплообмена с принудительной циркуляцией жидкости объемом 20 литров. У трактора МТЗ-80 с пускачом ПД-10 система охлаждения работает на 22 литрах воды.

В комплекс входит:

  • Водяная помпа центробежного типа, за счет которой происходит принудительное циркулирование теплообменной жидкости.
  • Радиатор, отвечающий за вывод тепла от агрегатов в окружающую среду.
  • Вентилятор для создания воздушных потоков между патрубками радиатора.
  • Водяная рубашка, состоящая из двойных стенок, между которыми находится охлаждающая жидкость.
  • Система трубопроводов, по которым проходит жидкость от теплообменника к двигателю и обратно.
  • Термостат, при помощи которого регулируют интенсивность охлаждения.

МТЗ 80 с ковшом

Помпа и вентилятор

Вся работа системы охлаждения трактора МТЗ-80 строится на функционале водяного насоса. Он дает циркуляцию жидкости со скоростью, при которой создается разница температур на запуске в водяную рубашку и на выходе из нее в диапазоне 4-8°С.

Помпа в двигателе Д-240 своим передним краем совмещается с передней стенкой блока цилиндров, а нагнетательной полостью – с рубашкой. Всасывающий патрубок работает по малому и большому кругу: первый предусматривает охлаждение при нагреве двигателя, а второй необходим для снижения температуры уже при работающем двигателе.

В качестве привода задействован шкив коленвала через клиноременную передачу. На другом конце насоса установлены лопасти, нагнетающие поток воздуха.

Водяная рубашка и радиатор

Водяной рубашкой системы охлаждения трактора называют полости в блоке и газораспределительной головке между внутренней и наружной стенкой. Именно в них циркулирует жидкость, обеспечивающая термобаланс цилиндров поршня и газораспределительного узла.

Проходя по полостям рубашки, жидкость нагревается, поэтому, учитывая замкнутый цикл работы всей системы, в дальнейшем ее необходимо остудить. Для этого используется радиатор. Чтобы обеспечить качественную теплоотдачу, этот блок представляет собой систему пластин и ступенчато расположенных трубок по глубине радиатора.

К основным пластинам крепятся емкости из латуни, между которыми сделаны резиновые прокладки. Патрубок для подвода воды расположен в задней части верхнего бачка. В его же верхней части находится горловина для залива воды с пробкой, снабженной паровоздушным клапаном.

Водоотводящий патрубок расположен на задней стенке нижней емкости. Через него жидкость пониженной температуры поступает к всасывающему трубопроводу насоса. В передней части радиатора есть шторка для регуляции притока воздуха. Управление механическое из кабины водителя.

Для обдува сердцевин насоса и радиатора используется вентилятор, расположенный на валу помпы. Кожухом же он сзади крепится к стойкам водяного радиатора.

Трактора в поле

Термостат

Этот узел обеспечивает теплообмен в заданном диапазоне. Принцип его действия состоит в приеме нагретой жидкости и обеспечении ее поступления по малому или большому охлаждающему кругу.

В первом циркуляция идет от нагнетательной полости насоса через цилиндры и газораспределительную головку к термостату и обратно. Радиатор при этом не задействуется: это работа системы в режиме разогрева двигателя.

При повышении внутренней температуры до 70°С происходит перераспределение потока жидкости по большому кругу и одновременно открывается охлаждающий патрубок в радиаторе.

Техобслуживание системы

От функционирования комплекса охлаждения зависит расход топлива, а также общий ресурс силового агрегата. В качестве жидкости, которую заливают в систему, для двигателя Д-240 используют обычную воду.

Важно следить за ее водно-солевым балансом: для умягчения проводят кипячение или добавляют по 10 г кальцинированной соды на каждые 10 литров воды. Если в жидкости останется много солей, они выпадут в осадок и образуют на стенках рубашки накипь, которая замедлит отдачу тепла.

Если система неисправна, то будет наблюдаться перегрев двигателя. Возникает это в двух случаях: при образовании течи соединительных патрубков и из-за плохого натяжения ремней привода помпы и вентилятора.

Чтобы предупредить первую поломку, воду в систему необходимо заливать равномерно и только при работающем моторе.

Надо также следить за температурой жидкости: при резком охлаждении, например, при подаче на холодный двигатель горячей воды, образуются трещины в головке блока цилиндров. Если течи нет, то регулируют натяжение ремня.

Снижение теплоотдачи может быть из-за загрязнения радиатора пылью или пожнивными остатками. После проведения сезонных работ внутреннее пространство, где расположен этот узел, обдувают струей сжатого воздуха.

МТЗ-82 с куном

Необходимо следить за правильной работой термостата. О его поломке свидетельствует работа системы по «малому кругу», то есть двигатель продолжает греться на холостом ходу, а нижний бак радиатора и его патрубки остаются при этом холодными. Проблему устраняют заменой термостата.

Чтобы продлить срок эксплуатации системы охлаждения трактора МТЗ-80, каждые 960 часов работы двигателя и при сезонном ТО проводят очистку стенок водяной рубашки от накипи.

Сначала используют обычную воду, которая удаляет осадок и отложения ржавчины, а затем готовят раствор из кальцинированной соды и керосина из расчета 750 г и 250 мл соответственно на 10 литров воды. Промывку им проводят в течение 7-8 часов, после чего на 5 минут снова пускают чистую воду  и полностью все сливают.

Оцените статью
Добавить комментарий