Самоходные машины значительно упростили земельно-строительные работы в различных отраслях экономики. Тракторами общего назначения считается колесная техника, которую используют для пахоты, обработки междурядий, для работы с навесным и подъемным оборудованием.
Общие характеристики
Машины с колесными тяжителями применяют для выполнения энергоемких сельхозработ. Это пахота, посев, сбор урожая, культивация. За счет навески к ним крепят дополнительное оборудование с пределом грузоподъемности 20 тонн. По сравнению с гусеничными моделями, тракторы на колесах более скоростные. Они отличаются мягким ходом и чувствительным управлением, что позволяет использовать такую технику в городских условиях.
Преимущества:
- универсальность за счет производства машин разной весовой категории от мини-тракторов до тяжелой техники;
- мобильность, обеспечивающая использование в ограниченных пространствах;
- высокая транспортная скорость;
- высокий клиренс, что позволяет работать таким тракторам в междурядье, не повреждая культуры;
- удобство эксплуатации за счет свободного доступа ко всем важным узлам;
- возможность использования дополнительного оборудования, расширяющего функциональность машины.
Из недостатков выделяют неустойчивость на склонах и зыбучих грунтах.
Разновидности колесных тракторов
Назначение колесных тракторов зависит от тягового класса машины:
- уровень тяги менее 0,9 – мотоблоки, мотокультиваторы, мини-тракторы для приусадебных хозяйств;
- тяга 0,9-1,4 – универсальные пропашные модели и компактная техника, назначение которой состоит в выполнении основных сельхозработ, а также использование в городском хозяйстве;
- уровень 1,4-2 – самоходные компактные садовые машины, косилки, техника для виноградников;
- тяга от 2 до 3 – техника на пневмоходу, валковые косилки, модели с функцией регулирования колеи;
- уровень 3-5 – универсальные сельскохозяйственные тракторы, пахотные машины, тракторо-технологические модели;
- тяговый класс 5-8 – энергоемкая техника, промышленные тракторы повышенной мощности;
- тяга более 8 – полноприводная трехосная техника и многофункциональные тягачи.
Назначение ходовой части колесного трактора
Технические показатели колесных сельхозмашин во многом зависят от параметров и устройства их ходовой части, назначение которой состоит в передаче на грунт усилия, создаваемого всей массой трактора, с сообщением поступательного движения. Эта часть машины включает в себя движитель, остов и подвеску.
Для колесной техники характерна установка полурамного остова. Его продольные балки впереди скреплены брусом и прикрепляются к корпусам силовой передачи. Силовой агрегат располагается в задней части корпуса, а передняя рама остова используется для навески и кузова.
Чтобы обеспечить трактору плавный ход и снизить жесткость толчков, подвеска колесной сельхозтехники состоит из направляющего, упругого и гасящего устройств. Этот элемент ходовой части расположен между колесной и несущей осью.
Подвеска может быть независимой и зависимой. У первой отсутствие жесткой связи колесных осей с передней балкой позволяет снизить передачу толчков на остов машины. У зависимой же подвески ось колес жестко скрепляется с остовом трактора, из-за чего все толчки при движении вызывают повышенную тряску, что ухудшает управляемость.
Чтобы снизить толчки, в ходовую часть добавлены листовые рессоры или пружины. Также для снижения колебаний во время движения используют амортизатор-гаситель. Он ставится между остовом и ведущим мостом.
Движителем в машинах этого типа считаются колеса с пневмошинами. Большинство тракторов выпускаются четырехколесными моделями и только специализированная техника для хлопковых полей производится в трехколесном варианте.
Компоновкой колес решают вопрос об увеличении КПД. У универсально-пропашных машин (МТЗ 80, Т-25А, МТЗ-100) с задним ведущим мостом задние колеса всегда увеличенного диаметра. Тракторы общего назначения выпускают с колесами одинакового размера.
Увеличенные задние колеса берут 80% общей нагрузки на машину, гарантируя силу сцепления с поверхностью. Это обеспечивает снижение нагрузки на передние колеса, за счет чего они становятся более управляемыми. Если назначение колесного трактора – использование с тяжелым навесным оборудованием, то для усиления переднего моста и предупреждения отрыва передних колес от опоры в ходовую часть добавляют балластные грузы.
Допустимо дополнение балластными грузами и заднего моста. Это позволяет повысить тяговое усилие и сцепную силу тяжести. Один из вариантов повышения рабочих показателей колесной техники – замена пневмошин колесами с балластной жидкостью.
Пневмошины колесной сельхозтехники значительно отличаются от шин для обычных автомобилей. У ведущих колес за счет увеличенных почвозацепов, которые создают характерный рисунок протектора тракторов, стало возможным повышение опорной площади до 35%. Рисунок протектора передних направляющих колес в виде продольных ребер стабилизирует движение на сложных грунтах.
От выбора колес зависит проходимость трактора, напрямую влияющая на производительность работ. Ключевыми показателями считаются буксование ведущей пары относительно грунта. У большинства колесных тракторов с двумя ведущими колесами буксование не должно превышать 15%. Если цифра больше, то возможно принять меры:
- увеличить число ведущих мостов;
- использовать шины с профилем для машин более высокого тягового класса;
- использовать сдвоенные шины;
- изменить давление в шинах;
- увеличить сцепной вес.