Трактор ХТЗ-17221 – сельхозтехника широкого спектра назначения. Машина, выпускаемая на Харьковском тракторном заводе, используется во время посевных и уборочных работ, в городском хозяйстве, на предприятиях и в дорожном строительстве. По сравнению с другой техникой, которой применяют аграрии, ХТЗ-17221 довольно современная модель. Первый выпуск этой серии состоялся в 1997 году, ее прототипом стал трактор Т-150К. Модернизация позволила увеличить производительность машины, сделать ее более комфортной для оператора и снизить расход топлива.
Обзор модельного ряда ХТЗ-17221
На данный момент выпущено четыре дополнительных серии трактора ХТЗ-17221, которые отличаются от базовой сборки рядом моментов:
- Модификация с индексом «09». Главное отличие – модернизированная одноместная кабина и облицовка машины. В техническом плане серия «09» не претерпела изменений и комплектуется, как и ее прототип, двигателем ЯМЗ-236 мощностью 175 л.с.
- Модель с индексом «18». Эту машину не стали менять внешне, а оснастили ее силовым агрегатом в 180 л.с.
- ХТЗ-17221-19 – трактор, на который впервые был поставлен шестицилиндровый двигатель Д-260 Минского моторного завода. Мощность его – 211 л.с.
- Модификация с индексом «21» стала последним выпуском колесного трактора серии 17221. В ней вновь вернулись к двигателю Ярославского завода, при этом в отличие от предыдущих версий поставили восьмицилиндровый мотор ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с.
Технические характеристики
Каждая модификация трактора ХТЗ-17211 задает свои габариты и технические характеристики.
ХТЗ-17221 | ХТЗ-17221-19 | ХТЗ-17221-21 | |
Габариты, д*ш*в, мм | 6000*2460*3360 | 6400*2460*3460 | 6460*2460*3400 |
Колея, мм | 1860 | ||
Клиренс, мм | 450 | ||
Эксплуатационная масса, кг | 8980 | 8470 | 8940 |
Радиус поворота, м | 6.6 | 6.7 | 6.7 |
Трансмиссия | механическая | ||
Муфта сцепления | сухая однодисковая | ||
Количество передач вперед/назад | 16/8 | ||
Колесная формула | 4*4 | ||
Емкость КПП, л | 18 | 18 | 18 |
Емкость мостов, л | 50 | 54 | 54 |
Емкость гидравлической системы, л | 46 | 46 | 46 |
Емкость системы гидроусилителя руля, л | 35 | 35 | 35 |
Габариты модификаций ХТЗ-17221 отличаются из-за различной комплектации силовым агрегатом. В целом же технические характеристики модели остаются постоянными.
Двигатель
Машины, выпускаемые под индексом 17221 и эксплуатируемые сегодня, предполагают комплектацию тремя видами моторов:
- ЯМЗ-236Д-3;
- ЯМЗ-238КМ2-3;
- Д-260.
Они отличаются производительностью, что позволяет конечному потребителю выбрать технику, соответствующую реальным условиям эксплуатации.
ЯМЗ-236Д-3 | ЯМЗ-238КМ2-3 | Д-260 | |
Мощность, л.с. | 175 | 190 | 155 |
Скорость вращения коленвала, об/мин. | 2100 | ||
Количество цилиндров, шт. | 6 | 8 | 6 |
Вид двигателя | V-образный | Рядный | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 130/140 | 110/125 | |
Объем, л | 11.15 | 14.86 | 7.12 |
Расход топлива, г/кВт/ч | 251.6 | 238 | 220 |
Установка более современных моторов не делает трактор сложным в эксплуатации. Эта машина отличается высокой тяговитостью, что позволяет ей выполнять основные работы во время посевной кампании и обработки грунта.
Коробка передач
Модель с индексом 17221 выпускается с механической коробкой передач с гидроприводом. Скорости переключаются на ходу без задержек. Пониженная и повышенная передача включаются без рывков даже под нагрузкой. Для выбора оптимального режима работы машины предусмотрено 16 скоростей. Сцепление в этом тракторе – сухое однодисковое. В дополнение к трансмиссии поставлен вал отбора мощности, работающий в диапазоне 500-1000 об/мин. Коробка ВОМ расположена в задней части трактора.
Управление
Машина оснащается гидравлическим рулевым механизмом, который объединен с раздельно-агрегатной гидросистемой. Гидроцилиндры ставятся между полурамами, изменение угла которых позволяет осуществлять повороты.
Ведущих мостов у ХТЗ-17221 два. Они отличаются друг от друга расположением блока главной передачи и длиной полуосей. Оба моста оборудованы блокировкой дифференциала.
Передний мост соединяется со своей полурамой при помощи полуэллиптических рессор, имеющих дополнительные амортизаторы. Крепление заднего моста жесткое.
Гидросистема
Гидрооборудование подключается через блок с соединительными муфтами, расположенный возле задних крыльев. Гидравлическая система оснащена автоматической регулировкой навесного оборудования, и это в некоторой мере позволяет экономить расход топлива.
Для подключения навесного оборудования предусмотрена навеска, в которую входит два гидроцилиндра. За счет тягово-сцепного устройства, прицепной и стяжной скобы она позволяет присоединять к трактору полунавесные и прицепные механизмы
Устройство
Модернизация трактора Т-150К, вылившаяся в появление ХТЗ-17221, основывалась, прежде всего, на применении «ломающейся» рамы. Она представляет собой шарнирное соединение двух полурам, меняющих положение в горизонтальном и вертикальном направлении.
Силовой агрегат установлен на передней полураме и закрыт со всех сторон капотом. Для быстрого доступа к мотору предусмотрели две съемные панели по бокам. Механизм сцепления дополнен пневмоусилителем.
Данная модель оснащается многофункциональной кабиной с двойным стеклопакетом. Это позволяет повысить уровень шумоизоляции. Для комфорта водителя предусмотрена система кондиционирования и отопления. Это дает возможность эксплуатировать трактор круглогодично.
Кабина имеет широкую линию остекления, оборудована большими зеркалами заднего вида. Сиденье и рулевая колонка регулируются по высоте и в горизонтальном направлении. Рычаги управления находятся на расстоянии вытянутой руки.
В процессе работы к трактору можно подсоединить навесное оборудование. Он совместим с:
- плугами;
- культиваторами;
- боронами;
- сеялками;
- агрегатами для мелиоративных работ;
- фрезами;
- навесными погрузчиками;
- оборудованием для очистки улиц от снега;
- бульдозерным отвалом;
- бревнозахватами.
Особенности эксплуатации
Трактор ХТЗ-17221 зарекомендовала себя как надежная машина, которая при своевременном ТО «ходит» более 10 лет без серьезного ремонта. По отзывам механизаторов, наиболее частыми проблемами считаются:
- выход из строя водяного насоса, отвечающего за работу системы охлаждения;
- поломка манжеты подкачки топлива;
- выход из строя подшипника.
Уязвимое место – насос-дозатор рулевого управления и муфта сцепления.
Из преимуществ этого трактора выделяют:
- адаптацию к качеству топлива;
- комплектацию мощным силовым агрегатом;
- ремонтопригодность и доступность запчастей.
Недостатки этой модели касаются больше комфорта водителя. При работе по грязи велика вероятность попадания комков земли в кабину. Также интенсивная эксплуатация приводит к быстрому износу задних крыльев.