Сельхозмашины отличаются повышенным эксплуатационным ресурсом и великолепными тяговыми характеристиками, но и при обслуживании могут возникать ситуации, когда трактор не заводится ни на прогретый двигатель, ни на холодную, ни с пускача, ни с ключа.
Это не значит, что техника полностью вышла из строя: есть ряд причин с характерными признаками, по которым и определяют, что делать, если трактор не заводится после стабильной его работы.
Машины МТЗ
Тракторы Минского завода чаще всего можно встретить на отечественных полях. У этой техники наблюдается две кардинально разные проблемы:
- стартер крутит с ключа, но трактор МТЗ — 80 (82) не заводится;
- стартер не активируется.
В первом случае проверяют механику и электрооборудование. Сначала диагностируют все электросистемы, чтобы определить причину, из-за чего трактор не заводится:
- выход из строя реле и предохранителей;
- разрыв контактов электропроводки;
- отсутствие «массы»;
- поломка блока управления двигателем.
Если эта часть в порядке, то чтобы определить, почему не заводится трактор МТЗ, переходят к проверке механики. Самыми частыми проблемами считаются:
- выход из строя топливного насоса высокого давления;
- механическая поломка силового агрегата;
- воздух в топливной системе;
- засорение топливного фильтра и топливоприводов;
- неисправность обратного клапана;
- выход из строя форсунок;
- недостаточное количество солярки в баке.
О неполадках в топливной системе может говорить и ситуация, когда трактор не заводится, но при этом из трубы идёт белый дым. Это первый признак некачественной топливной смеси. Особо показательным он считается в зимнее время.
Если летом или в межсезонье заглушить разогретый двигатель и перевести машину на простой, то топливо на концах распылителей форсунок осмаливается и коксуется, из-за чего уменьшается просвет для прохождения топливосмеси. Вторично при наличии белого дыма и при невозможности запустить машину предполагают:
- закрытую заслонку в коллекторе;
- неправильно подобранное масло (не по сезону);
- неправильно выставленный момент зажигания.
Если стартер вообще не реагирует ни на какие действия, то это чистая проблема с электроникой. Кроме описанных причин, добавляются:
- выход из строя самого стартера;
- отсутствие напряжения на блоке управления;
- поломка втягивающего реле стартера;
- обрыв жгута проводки.
ЮМЗ
Спецтехника ЮМЗ настолько неприхотливая, что проблемы с ее запуском возникают очень редко. Обычно жалобы на то, что трактор не завелся, поступают от владельцев этих машин в холодное время года или при перегреве.
Причины сбоя в работе двигателя тракторов ЮМЗ те же, что и для «белорусов», но в то же время есть и специфические проблемы.
Если трактор ЮМЗ заглох и не заводится, но после того, как на ТНВД налить воду или накрыть насос влажной тканью, двигатель запускается — значит, причина в неполадках и износе плунжерной пары.
Кроме этого, проблема может сопровождаться подтраиванием силового агрегата на горячую. Это свидетельствует о снижении ресурса цилиндра поршня таймера-распределителя. Подклинивание возникает из-за скопления мусора и влаги в том месте, где расположен этот механизм.
Чтобы мотор стабильно запустился и работал, необходимо ослабить крепление ТНВД и повернуть его на ранний впрыск. Неотрегулированное крепление насоса высокого давления считается причиной запаздывания впрыска, из-за чего трактор не заводится.
Устранение неисправностей
Описанные выше проблемы сходны для всех сельхозмашин, которые работают на наших полях. Если не завелся трактор МТЗ, ЮМЗ, Т-16 или Терекс после простоя, необходимо сделать следующее:
- прочистить трубопровод, удалить конденсат и мусор;
- залить в топливную систему дизельное топливо, чтобы пробить завоздушины;
- поменять фильтр тонкой очистки и промыть фильтр грубой очистки;
- отрегулировать угол впрыска;
- почистить все форсунки, которые отвечают за распыл солярки.
Если двигатель всё же удалось запустить, но мотор не набирает мощность, то необходимо:
- удалить воздух из топливной системы;
- промыть распылители, чтобы исключить закоксованность и зависание иглы;
- прочистить все отверстия, через которые проходит топливно-воздушная смесь;
- отрегулировать давление впрыска;
- подтянуть гайки на месте крепления трубок;
- очистить клапан головки цилиндра.
Если всё описанное выше, не помогает, то диагностируют топливный насос. Его износ – причина неравномерной подачи дизеля. Как результат, трактор не заводится или проседает в мощности. Часто в этом случае необходимо делать замену компонентов поршневой группы.