Выпуск тракторов ЮМЗ начался еще в 1971 году, и с тех пор рекомендации производителя о том, сколько масла лить в двигатель и какую марку технической жидкости выбрать, заметно устарели. Обслуживание спецтехники отличается от стандартных процедур для автомобилей, так как силовой агрегат испытывает неравномерные нагрузки, что в итоге сказывается на вращении коленвала. Именно поэтому важно всегда поддерживать объем и качество масла в двигателе трактора ЮМЗ.
Характеристики силового агрегата
Трактор ЮМЗ комплектовался дизельным двигателем Рыбинского авиазавода Д-65 в различных его модификациях: Д 65Н, Д 65М, Д65НТ, Д 65 МТ, Д 65Н1, Д 65НД, Д 65НТ1, Д 65ЛС. Независимо от модели, у этого силового агрегата основные параметры были сохранены. Это был четырехтактный четырехцилиндровый поршневый мотор с рядным вертикальным расположением цилиндров. Пусковое устройство зависело от версии двигателя: в Д 65Н это дополнительный пусковой мотор, а в Д 65М – электростартер.
Комплектация силовыми установками типа Д-65 тракторов ЮМЗ обусловлена высокими техническими параметрами мотора:
- топливная система — непосредственный впрыск;
- количество цилиндров — 4 шт.;
- расположение цилиндров — вертикальный ряд;
- количество клапанов — 8 шт.;
- ход поршня — 130 мм;
- степень сжатия — 17,3;
- частота вращения коленвала — 1750;
- тип воздухоочистителя — комбинированный;
- мощность — 60 л.с.;
- крутящий момент — 221 Нм.
Стандартно производителем заявлен расход топлива из расчета 9 л/ч при средней нагрузке. Топливный бак рассчитан на 90 литров солярки. Этого запаса хватает на 10 часов работы с навесным оборудованием.
Виды масла
По рекомендации производителя для трактора ЮМЗ подходят минеральные составы, однако их физические особенности доставляют немало проблем владельцам сельхозмашин, так как при повышении рабочей температуры и давления жидкость теряет свои свойства. Именно поэтому минеральные комплексы все чаще заменяют синтетическими и полусинтетическими. Их плюс – отсутствие компонентов, реагирующих на изменение температуры, в результате чего они не густеют на морозе и не дают осадка в жару.
Оптимальным для двигателя трактора ЮМЗ считается всесезонное масло М-6з/10В по ГОСТу 10541-78. При отсутствии системы турбонаддува выбирают составы с маркировкой Г2к 8-14 класса вязкости. Чаще всего для силовой установки типа Д-65 используют масла М-10Г2 или М14Г2 с минимальной сульфатной зольностью. Одной заправки хватает на 300 часов работы. Плюсом силовых агрегатов тракторов ЮМЗ считается их неприхотливость к чистоте технических жидкостей. Полная замена масла и фильтров этой технике требуется каждые 25 тыс. км.
Правильный подбор масла повышает износоустойчивость механизмов и продлевает срок эксплуатации мотора:
- снижается трение;
- повышается сопротивляемость к сдвигам;
- нормализуется термостабильность;
- снижаются коррозийные изменения.
Возможно использование универсальных технических жидкостей:
- TDTO для КПП и гидравлики. Такое масло дополнено антифрикционными и противозадирными присадками, а также отличается стабильной вязкостью.
- STOU на базе сложных присадок. Рекомендовано для гидравлики, трансмиссии и силовой установки.
- UTTO для гидромеханической трансмиссии. Сохраняет свои свойства на всем сроке эксплуатации.
Для увеличения ресурса мотора наряду с подбором правильного масла специалисты рекомендуют использовать отдельные присадки. Чаще всего это молибденовые составы. Их расход – 1 флакон на каждые 7 литров масла.
Обслуживания двигателя и основные неисправности
Часто владельцы тракторов ЮМЗ жалуются на то, что через выхлопную трубу машина гонит масло. Одна из причин, почему так происходит – выработка или низкое качество маслосъемных колец. Вторично можно заподозрить нарушение в технологии обслуживания системы смазки двигателя. Основные правила:
- использование для заливки в поддон картера только рекомендованных производителем марок технических жидкостей в соответствии с сезонностью;
- заправка системы до верхней метки на масломерной линейке;
- контроль рабочего давления в системе.
Давление масла проверяют через 10 минут после остановки мотора. Рекомендованный рабочий параметр – 0,2-0,3 МПа. Если показатели низкие, то это может быть следствием плохого качества залитой жидкости, неисправности сливного картера, износа подшипников коленвала. Низкое давление масла, поступающего в ротор, может стать причиной отсутствия шума при работе центрифуги, что свидетельствует о ее загрязнении. Очистку ротора центрифуги проводят каждые 250 часов работы. С такой же периодичностью меняют и само масло.
Чтобы оценить качество смазочных жидкостей, проводят капельную пробу. После остановки двигателя каплю со щупа помещают на фильтровальную бумагу. Выдерживают 2-4 часа и проверяют высохший след. Если он черный, то масло выработано и требует замены.
Чтобы измерить уровень масла в картере, используют специальный стержень с нанесенными на нем рисками. Оптимальный показатель – риска «П». Если жидкость доходит только до отметки «О», то это обозначает недостаточный уровень. Если превышает риску «П», то требуется слив. Излишки спускают через отверстие в поддоне.