Экскаватор ЭО-2621

Экскаватор ЭО-2621 Экскаваторы

Экскаватор ЭО-2621 благодаря своим техническим характеристикам и универсальности стал самой популярной землеройной машиной на просторах бывшего Советского Союза. Многим он известен по народному названию «Петушок», которое получил за характерный профиль. Эта машина незаменима как в сельской местности, так и в городе: ЭО-2621 успешно справляется с любым грунтом, помогает при расчистке снега.

Экскаватор ЭО-2621

Экскаватор ЭО-2621: обзор

Эта модель выпускается с 1967 года, и она стала продолжением первого советского серийного навесного экскаватора с гидравлическим приводом. За время своего существования машина претерпела ряд изменений, но сохранила свои первоначальные характеристики. Постепенно увеличивали глубину врезания в грунт, силу резки, угол поворота ковша.

В современной комплектации техника имеет два вида ковшей, производится на пневмоколесном шасси и входит во вторую размерную группу. Максимальная категория грунта для этой машины – четвертая, но в реальных условиях «Петушок» работает и в более тяжелых условиях по предварительно разрыхленной земле. О характеристиках этой модели говорит ее название:

  • «Э» – экскаватор;
  • «О» – одноковшовый;
  • «2» – представитель второй группы (масса 6.3–10 т);
  • «6» – использовано серийное шасси;
  • «2» – навесное оборудование с жестким креплением;
  • «1» – порядковый номер модели.

Экскаватор ЭО-2621 - обзор

Особенности конструкции

Универсальность этой модели обусловлена полноприводным шасси с колесной формулой 4×4 в основе. Работу поворотной части и навесного оборудования обеспечивают гидроцилиндры. Основным элементом у ЭО-2621 является унифицированный ковш, работающий в режиме прямой и обратной лопаты. Дополнительное оборудование для этой модели – бульдозерный отвал, погрузчик, грейферы, вилы и крановая подвеска.

Чтобы повысить выносливости экскаватора при выполнении работ отвалом и ковшом, разработчики поставили на него дополнительную обвязочную раму. Устойчивость «Петушку» придает и опора на бульдозерный отвал, а также выдвижные аутригеры.

Функциональное оборудование вынесено за заднюю и переднюю часть машины соответственно. Ковш крепится к стреле, а та – монтируется на поворотной колонне. Работа этой части обеспечивается двумя гидроцилиндрами короткозвенной цепи, которая имеет сцепку со звездочкой на поворотной колонне.

Экскаватор ЭО-2621 - конструкция

Технические характеристики гидравлики менялись с каждым выпуском машины:

  1. ЭО-2621В получил обновленный механизм ковша и манипулятор, а также усиленную гидравлику. Именно с этой модели землеройная машина стала выпускаться с эргономичной кабиной. Второе поколение экскаватора сошло с конвейера в 1974 году.
  2. ЭО-2621В-2 выпустили в 1986 году. Базой этой серии стал трактор «ЮМЗ-6АКЛ». В ней увеличили угол разворота ковша (max 210 градусов) и добавили обновленный механизм колен стрелы, что позволило расширить глубину копания до 4.25 метров.
  3. С 1988 года и по наши дни выпускается версия ЭО-2621В-3. У нее добавились гидропривод руля и кавитационные клапаны, защищающие гидравлические шланги от порывов.

Рабочая жидкость поступает в гидроцилиндры посредством работы насосной установки через гидрораспределитель по трубопроводам. Управление экскаваторным и бульдозерным оборудованием осуществляется попеременно из кабины машиниста. Ковш монтируется в нескольких положениях, от которых зависит, какую функцию он будет выполнять: прямой или обратной лопаты. Перестановка выполняется вручную. Топливные баки расположены на раме во фронтальной части машины.

Экскаватор ЭО-2621 - ковш

Технические характеристики

Технические характеристики экскаватора ЭО-2621 зависят от базы, на которой производится машина.

  ЮМЗ-6АЛ/6АМ МТЗ-82Беларус
Производительность, куб.м/час 40 40
Общая масса, т 5.7 6.3
Мощность двигателя, кВт/л.с. 44/60 59.6/81
Габариты, в*ш*д, м 2.49*2.2*6.48 2.78*2.4*7.7
Радиус поворота с оборудованием, м 5.7 6.3
Радиус копания max, м 5.2 5.3
Глубина копания max, м 4.3 4.3
Высота выгрузки max, м 3.7 3.7
Угол поворота оборудования, ° 160 160
Длительность рабочего цикла прямой лопатой, сек. 18 16
Длительность рабочего цикла обратной лопатой, сек. 25 16
Давление в гидросистеме, экскаватор/бульдозер, МПа 10/7.5 10/7.5
Угол съезда, ° 17 13

Как видно, по габаритам ЭО-2621  ЮМЗ уступает МТЗ, при этом высота выгрузки, так же как и глубина копания и радиус разворота у этих машин остаются неизменными.

В целом работа всех систем не отличается принципиальными особенностями в зависимости от базовой модели трактора. Кроме основного оборудования возможно использование гидромолота НМ-140, а также его импортных аналогов. Для этого по желанию заказчика устанавливается гидравлическая разводка с дополнительной секцией гидрораспределителя.

Двигатель и КПП

Экскаватор-бульдозер ЭО-2621 работает на дизеле. Чаще всего в эксплуатации находятся машины с индексом «А», на которые ставят мотор ДТ-65Н. Современные же модели («В») на базе МТЗ получили четырехтактный дизельный двигатель Д243-436 с вертикальным рядным расположением цилиндров с рабочим объемом 4.75 литра. Оба агрегата достаточно надежны в работе и при прохождении плановых ТО служат несколько лет. В техобслуживание включена обязательна смена масла и фильтров. Эта процедура ничем не отличается от других дизельных моторов.

Трансмиссия у «Петушка» механическая синхронизированная. Коробка передач девятиступенчатая с удваивающим редуктором. В совокупности модель ЭО-2621 имеет 17 передних и 4 задних передачи. Рулевое управление червячного типа с гидроусилителем.

Расход топлива на ЭО-2621 зависит не только от комплектации двигателем, но и от условий эксплуатации машины. В среднем эта модель потребляет от 5.5 л/час при перевозке грузов до 300 кг на скорости 10 км/ч и до 12 л/час на полной загрузке. По отзывам владельцев техники, на двигателе Д243 машина съедает от 6 до 8 л/час.

Гидравлика

Самые распространенные модели экскаватора серии 2621 с индексом «А» имеют гидравлическую систему, работающую по одноконтурной схеме. Секционный гидрораспределитель, в которой встроены предохранительные, разгрузочные и антикавитационные клапаны, обеспечивает управление рабочими органами навесного оборудования. В совокупности используемые в системе распределители дают поток в 100л/мин, что увеличивает скоростью работы. Использование секционного гидрораспределителя позволило разработчикам добиться плавного совмещения операций, повысить их точность, а также предупредить механическую поломку оборудования из-за ошибки оператора.

Гидравлика экскаватора ЭО-2621

В гидравлической системе использован погружной, встроенный в гидробак фильтр. В качестве рабочей жидкости используется минеральное моторное масло М8Г2К в зимний период и М10Г2К в летний.

Современные модели, в частности ЭО-2621 на базе ЮМЗ, имеются двухконтурную раздельную гидравлику. Одни линия идет на ковш, вторая – на бульдозерный отвал. Работает такая система с шестью шестеренчатыми насосами, по три на каждую схему. Забор масла при этом происходит из одного бака. Насосы работают от коленвала мотора через редукторы. Чтобы ограничить давление в закрытой поршневой полости гидроцилиндра, во время копания включается разгрузочный клапан. Он перепускает рабочую жидкость в штоковую полость гидроцилиндра, а избыток масла – в бак.

Кабина и органы управления

За счет кабины панорамного типа оператор имеет возможность контролировать все рабочие процессы. Рычаги управления экскаваторным и бульдозерным оборудованием разнесены по бокам рабочего места и находятся на расстоянии вытянутой руки. В современных вариантах классические рычаги для управления ковшом заменены четырехпозиционными джойстиками импортного производства. Они позволяют контролировать движение оборудование без рывков и совмещать несколько операций. Для бульдозерного отвала остались рычаги.

Машину можно эксплуатировать круглогодично: кабина оборудована вентиляцией и системой отопления. Для удобства кресло водителя поворачивается на 180 градусов: обычное положение используется при управлении машиной во время ее движения, при поворотном – во время работы ковша.

Кабина экскаватора ЭО-2621

Владельцы и механизаторы, работающие на «Петушке», выделяют ряд преимуществ этой машины:

  • небольшие размеры в совокупности с маневренностью гарантируют работу техники на небольших площадках;
  • комплектация универсальным ковшом расширяет функциональные возможности экскаватора;
  • неприхотливость техники делает ее абсолютно ремонтопригодной с использованием как отечественных, так и импортных комплектующих;
  • возможность работы на мерзлых грунтах и устойчивость к перепадам температур позволяют эксплуатировать машину в любых климатических зонах.
Оцените статью
Добавить комментарий