Гусеничный трактор Т-800, комплектуемый бульдозерно-рыхлительным оборудованием, внесен в книгу рекордов Гиннеса в качестве самого крупного и производительного трактора в мире.
Проектированием, сборкой и выпуском бульдозера занимается Челябинский машиностроительный завод, начавший свою работу еще в 1933 году. Предприятие специализируется на выпуске колесной и гусеничной техники, силовых агрегатов и комплектующих к ним.
Первый Т-800 был собран в 1983 году. Всего было выпущено 10 единиц техники. Целевое назначение машины – проведение больших объемов дорожных работ, добыча полезных ископаемых и прочее. Трактор также является обладателем самого мощного и тяжелого двигателя.
Кабина
Выполнена из метала с применением специальных тепло и звукоизоляционных материалов. Имеет двойное остекление, вмещает двух человек. Ее объем составляет 3,5 м3. Защита от шума, кроме усиленного остекления, обеспечивается специальными резиновыми амортизаторами между кабиной и трактором. Для большей защиты оператора бульдозера предусмотрена возможность установки металлического ограждения на специальные стойки.
Выполнение поворота осуществляется с помощью двух рычагов. Т-800 имеет автоматическую систему торможения, срабатывающую во время самопроизвольной остановки агрегата.
Технические характеристики:
- габариты: длина, ширина и высота составляют 7945 мм, 4185 мм и 4775 мм;
- колесная база равна 6 220 мм при колее 2880 мм;
- эксплуатационный вес – 76,5 кг;
- вес дополнительного оборудования – 29,5 тонн;
- для трактора предусмотрены два типа гусениц: 8-тонные для работы на суглинке и 6-тонные для скального типа;
- мощность силового агрегата составляет 820 л.с.;
- количество цилиндров – 6;
- среднее потребление горючего – 230 г/кВт на час;
- вместительность топливного бака – 2050 л;
- предельная сила тяги – 140 тонн;
Силовой агрегат и трансмиссия
Бульдозер оборудован шестицилиндровой силовой установкой «6ДМ-21Т» с жидкостным охлаждением, газотурбинным наддувом и системой прямого впрыска топлива. Максимальная отдача двигателя при рабочем объеме 43,6 л и крутящем моменте 1500 об/мин составляет 820 л.с. или 603 кВт. Стоит отметить, что Бульдозер Т-800 комплектуют двигателем, устанавливаемым также на «БелАЗ».
Производством агрегатов занимается Екатеринбургское турбомоторное предприятие. Предельная скорость трактора с таким двигателем равна 10,6 км/ч вперед и 14 км/ч при езде задним ходом.
ЧТЗ Т-800 использует специальную гидромеханическую трансмиссию, включающую карданную передачу, трехколесный одноступенчатый гидротрансформатор, поворотный модуль и специальные остановочные тормоза. Для езды вперед предусмотрено четыре скорости, назад – две. Механизмы трансмиссии, тормозной системы и поворотного модуля в рабочем состоянии находятся в масле, поэтому не требуют регулировки.
Ходовая часть и гидравлика
Т-800 использует торсионную упругую подвеску, дополненную индивидуальными рессорами для опорных катков. Схема смазки гусениц – закрытая, что существенно увеличивает эксплуатационный запас техники.
Трактор Т-800 использует двускадную гидравлику с насосами шестеренчатого типа. При нейтральном положении рычага управления, насосы не нагружаются. Управление бульдозерным оборудованием и рыхлителем, благодаря применению селекторных регуляторов, осуществляется по двум независимым линиям.
Трактор оборудован четырьмя аккумуляторами, питающими его электронику. Генератор имеет мощность 3,5 кВт, а напряжение сети составляет 17 В.
Применение
Разработкой столь большого и мощного трактора занялись по причине увеличения норм выработки полезных ископаемых. Машины, используемые в то время, были не способны справиться с новыми задачами. Т-800 бульдозер благодаря своим характеристикам успешно выполнял поставленные задачи. Он также был задействован на возведении Южно-Уральской АЭС.
Позже ему нашли применение в добыче алмазов. Техника позволила решить одну серьезную проблему: при добыче алмазов горные породы зачастую взрывали, а это вело к образованию микротрещин на драгоценном металле и, как следствие, существенному снижению его стоимости. Т-800 позволил исключить этот неприятный момент.
Трактор также принимает участие в прокладке дорог в местах, где другая техника это сделать не способна. Аналогов этой технике практически нет. Самым приближенным вариантом является бульдозер японского производства Komatsu D575A.